Профилактика наркомании

13.03.2020

Профилактика наркомании среди обучающихся образовательных учреждений

 

Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения. Не случайно одним из приоритетных направлений деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является обучение школьников навыкам здорового образа жизни.

Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика нарко и токсикоманий. По мнению экспертов ВОЗ, проблема наркомании приобрела драматический характер. Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, исчисляемые десятками миллиардов долларов, однако наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы. Полная картина распространения наркомании, включающая различные формы токсикоманий, ещё более трагична. Нелегальное производство и распространение наркотиков, от которых быстро возникает тяжелая зависимость, может привести к деградации следующих поколений общества.

Наркомания всегда поражает популяции, группы людей, отдельных индивидуумов, для которых характерен неадекватный здоровый образ жизни и низкий уровень культуры здоровья. К сожалению,  Россия на протяжении долгих лет является  одним из лидеров современного мира по алкоголизму. Сейчас нам серьёзно угрожает эпидемия наркомании: наркотический бум, охвативший в последние десятилетия многие страны мира, дошел и до России.

Провозглашенный ещё врачами древности постулат  о том, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить, становится буквальным по отношению к наркотической зависимости, достоверных фактов освобождения от которой во всём мире насчитываются единицы.

В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых и юношеских групп.

В разных регионах России встречаются различные формы наркоманий и токсикоманий. Также определяется связь между видом предпочитаемого наркотика  и токсиканта, способом его приема и возрастом, уровнем образования. Характером деятельности потребителей.

Что же получается? Наркотики не способны  подарить человеку удовольствие, они лишь создают иллюзию его получения. Ведь возникает эйфория не оттого, что его мозг подвергается химической стимуляции. Стоит же такая иллюзия весьма дорого - платить придется обязательно и в самой ценной «валюте»: здоровьем, внешностью, успехом.                         

 Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребёнка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьёз и родители, в большинстве своём, заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить. Возможно, поэтому, большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берёт на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы.

Цель  - создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Гипотеза.  Выделенная система профилактики наркомании в образовательной среде будет эффективной в том случае, если: Хочу такой сайт

  • подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения.
  • в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги и другие специалисты будут едины.

Объект исследования – профилактическая работа по употреблению наркотиков в образовательной среде.

Предмет исследования - условия внедрения профилактической работы в  образовательном учреждении.

Задачи исследования: 

  • определить специфику наркомании как особого социально-психологического феномена,
  • выявить социально-психологические причины распространения наркомании среди школьников, 
  • обосновать систему педагогических условий предупреждения детской наркомании,
  • разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках работы образовательного учреждения.

Методы исследования: 

1) Теоретический - анализ и синтез литературы с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом,

2) опрос и анкетирование с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определённой группой детей,

3) Метод статистической обработки результатов.

Глава 1. Методологические рекомендации по педагогической профилактике наркомании

Педагогическая профилактика наркомании рассматривается как особый способ организации социальной среды ребёнка, обеспечивающий его антинаркогенную безопасность и предполагает взаимосвязь трёх основных педагогических процессов – социализации, самовоспитания и специально организованного педагогического воздействия на личность ребёнка – антинаркогенного воспитания.

Основными задачами образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании среди учащихся являются:

  • пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании;
  • внедрение превентивных образовательных программ, направленных на снижение интереса к наркотикам и формирование форм активной психологической защиты (противодействия) вовлечению в их употребление;
  • создание условий для индивидуальной медико – социальной и психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии и обучении в образовательных организациях;
  • организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения (addiction- пагубная привычка, порочная склонность, так специалисты называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформировалась физическая зависимость);
  • оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющие затруднения в воспитании детей;
  • определение « группы риска» и организация выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи (просвещение родителей и работников школы, профилактическая работа с « группой риска»;
  • выявление и учёт несовершеннолетних, не посещающих образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования;
  • организация взаимодействия между образовательным учреждением, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки « проблемных» семей в целях создания микросреды, способствующей реализации системы профилактической работы.

1.1. Методические принципы организации педагогической профилактики

При организации педагогической профилактики наркомании должны быть учтены следующие методические принципы: 

  • педагогическая профилактика наркомании должна носить комплексный характер. Вопросы предупреждения использования ПАВ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса и формировать у детей и подростков представление об абсолютной опасности и недоступности любых форм одурманивания;
  • содержание педагогической профилактики наркомании должно отражать наиболее актуальные для разного возраста учащихся проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопления знаний о наркотиках и формирование отношения к ним;
  • педагогическая профилактика наркомании должна носить опережающий характер – целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т. е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребёнка становится реальным; приоритетным в её структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребёнка к одурманиванию;
  • педагогическая профилактика наркомании должна носить не запрещающий, а конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и показать ему, без помощи этих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.
 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».